Стратегия устойчивого развития туризма в г. Каракол на период 2023-2028 годы.

¬

Стратегия устойчивого развития
туризма в г. Каракол
на период 2023-2028 годы.

Каракол 2023 г.
Оглавление
Введение. 3
§ 1. Оценка факторов, влияющих на развитие сектора туризма в г. Каракол. 5
§ 2. Цель и приоритетные направления развития туризма в г. Каракол. 9
§ 3. Устойчивое управление Караколом, как туристическим городом. 14
§ 4. Мониторинг и оценка реализации Стратегии. 14

Введение.
Город Каракол является областным центром Иссык-Кульской области и расположен на северо-востоке Кыргызской Республики у подножья хребта Тескей-Ала-Тоо на высоте 1850 метров над уровнем моря. Расстояние до Бишкека — 400 километров, до Балыкчи — 220, до побережья Иссык-Куля — 12 километров. Каракол является четвертым по численности населения городом после Бишкека, Оша и Джалал-Абада, в нем проживает более 80000 человек.
Туризм является одним из ключевых секторов экономики г. Каракол, влияющим на уровень благосостояния населения и состояние доходов местного бюджета. В сферу туризма вовлечены как прямые поставщики туристических услуг в виде туристических гидов, туроператоров, туристических баз, так и предприниматели, оказывающие дополнительные услуги: гостиниц, общественного питания, такси и т.д.
Развитие туризма практически всегда привязано к конкретной территории, которая своими особенностями привлекает туристов. Эти особенности могут иметь разные характеристики: уникальные природные условия, исторические аспекты, культурные и национальные традиции, возможности для досуга и занятий спортом и т.д. Туриста привлекают и создаваемые субъектами туризма разнообразные туристические продукты, а также уровень сервиса, качество услуг.
На территории г. Каракол сложились определенные взаимосвязанные между собой условия, воздействуя на которые будет обеспечиваться развитие сектора туризма в г. Каракол. Для определения ключевых действий, направленных на совершенствование этих условий органами местного самоуправления г. Каракол, совместно с представителями местного сообщества, бизнеса разработана настоящая Стратегия устойчивого развития туризма в г. Каракол на период 2023-2028 годы (далее Стратегия).
25 сентября 2015 года 193 государства-члена Организации Объединенных Наций, в том числе Кыргызская Республика, приняли на себя обязательства по достижению Целей устойчивого развития. Решение зафиксировано в документе под названием «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Цели устойчивого развития (ЦУР) – это комплекс из 17 целей и 169 задач, 240 индикаторов, стоящих перед международным сообществом, призванный помочь в ближайшие 15 лет ликвидировать нищету и неравенство, добиться социальной интеграции, остановить глобальное изменение климата и построить мир, в котором нашим потомкам хватит ресурсов для того, чтобы вести достойную жизнь.
Местное сообщество, представители сферы предпринимательства, органы местного самоуправления г. Каракол и все другие заинтересованные стороны совместными усилиями оказывают влияние на достижение ЦУР.
Представленная Стратегия развития туризма г. Каракол на период 2023-2028 годы направлена на достижение следующих ЦУР:

Стратегия оказывает косвенное влияние на достижение следующих ЦУР:
Качественное образование
Гендерное равенство
Недорогостоящая чистая энергия
Партнерство в интересах устойчивого развития
В рамках настоящей Стратегии будут представлены решения, направленные на повышение ценности факторов, характеризующих конкурентоспособность сектора туризма в г. Каракол.

Стратегия разработана на основе партнерства с мэрией г. Каракол, Каракольского городского кенеша и туристического сообщества г. Каракол. Техническую поддержку в подготовке Стратегии оказал Проект по устойчивому развитию зимнего туризма в Кыргызстане (WTK – Winter Tourism Kyrgyzstan), который финансируется Правительством Швейцарии через Государственный секретариат по экономике (SECO).
§ 1. Оценка факторов, влияющих на развитие сектора туризма в г. Каракол.
1. Рост объема туристических услуг.
Число туристов, посетивших г. Каракол в 2021 г составляет 46394 человека, из них 43033 граждане Кыргызской республики (93%) и 3361 граждане других государств (7%). К сожалению, официальная статистика не в полной мере отражает реальное число туристов, так как организованный бизнес предпочитает не демонстрировать точные данные опасаясь «лишних» выплат по налогам.
В настоящее время в Караколе насчитывается около 100 официально зарегистрированных вариантов размещения туристов в виде гостиниц и гостевых домов и более 50 ресторанов и кафе. Активно работает служба такси и пункты проката туристического снаряжения. При этом необходимо признать факт работы незарегистрированных субъектов в виде малых гостевых домов, отдельных квартир, такси. Официальное число мест размещения ежегодно растет (см. диаграмму 1). Диапазон цен от 10 до 44 долларов США, что крайне привлекательно для туриста «среднего достатка». При этом качество услуг вполне соответствует установленным ценам на проживание.

Диаграмма 1. Динамика роста числа официально зарегистрированных мест проживания туристов.

По числу мест приема туристов г. Каракол безусловный лидер среди городов областного и районного значения в Кыргызской Республике.
В городе функционирует более 50 точек общественного питания (см. диаграмму 2). Сильная конкуренция положительно сказались на качестве обслуживания в сфере общественного питания. Среди нововведений можно отметить появление англоязычного меню, англоговорящего официанта и администратора, качество и разнообразие блюд. Интерес вызывают блюда, которые становятся брендовыми для г. Каракол, например ашлямфу – блюдо дунганской национальной кухни. Проводимые фестивали национальных блюд увеличивают интерес туристов к г. Каракол.

Диаграмма 2. Темп роста числа точек общественного питания.

В летний сезон г. Каракол является хорошо организованной треккинговой базой, предлагающей путешественникам более 20 разнообразных горных маршрутов.
В зимний период туристов, прежде всего, привлекают услуги, предлагаемые горнолыжной базой «Каракол». Кроме этого, популярны походы на снегоступах, а также получившие развитие фрирайд и бэккантри в районе п. Жыргалан, в котором есть предложения для проживания. В целом зимний сезон может занимать до 6 месяцев активного использования снежного покрова.
Необходимо отметить, что в последние годы наметилась тенденция к снижению числа туристов в зимний период. И если ранее, главной причиной назывались последствия пандемии COVID19, то в настоящее время главным фактором является изменение климата и возросшая конкуренция по зимним видам отдыха в соседних странах России, Казахстане, Узбекистане. Там появились горнолыжные базы хорошего уровня. В то же время в Караколе собственники горнолыжной базы по разным причинам ограничили объемы финансирования инфрастурктуры, что сразу сказалось на качестве предоставляемых услуг. Данные опросов показывают, что снижается уровень сервиса, участились поломки технического характера, качество трасс перестало отвечать ожиданиям туристов. Количество километров, пройденных за день, очень низкое из-за медленной работы канатных дорог. Практически прекратилось обновление и дополнительное инвестирование в инфраструктуру базы.
Не смотря на прогнозируемый рост продаж туристичсеких услуг и ожидаемый рост поступлений налогов в бюджет города, уровень теневой экономики продолжает оставаться достаточно высоким. По г. Каракол не проводилось специальных исследований, но в целом по Кыргызской Республике этот уровень достигает 40%-50%. Снижение уровня теневой экономики важно не только с точки зрения повышения доходов местного бюджета, но и как фактор справедливой конкуренции между предпринимателями. Так как стоимость услуг в “теневом” секторе, как правило, необоснованно ниже чем у предприниателей, работающих в легальном поле.
2. Транспортная доступность.
В городе Каракол есть свой аэропорт, модернизация которого запланирована на 2023 год. Ожидается реконструкция взлетной посадочной полосы с 2000 метров до 2400 метров. Планируется также строительство нового здания аэровокзала. Запуск аэропорта «Каракол» будет иметь мультипликативный эффект и окажет позитивное воздействие на развитие всего сектора туризма в г. Каракол.
Кроме этого, имеется Международный аэропорт «Иссык-Куль» (расположен в селе Тамчы), в 170 км от города Каракол. Международный аэропорт «Иссык-Куль» предназначен для грузовых и пассажирских перевозок. Аэропорт обслуживает местные и международные регулярные рейсы в течение летнего туристического сезона из России, Казахстана, Кыргызстана. В ближайшей перспективе планируется прием самолетов авиакомпаний других стран. С 2022 года запущено транспортное сообщение с г. Каракол посредством шаттлов. По отдельным оценкам транспортные услуги такси оказывают 300-400 автомашин, которые объединены в транспортные компании.

3. Городская инфраструктура и культурная идентичность.
Каракол, пожалуй, единственный город в Кыргызстане, сохранивший уникальную архитектурную привлекательность. Город обладает значительным потенциалом для развития городских общественных пространств в интересах туризма. Архитектурный облик города закладывался с конца XIX века и основные его элементы сохранились до настоящего времени. Старинные постройки в старорусском стиле можно увидеть вдоль каракольских улиц и в наши дни. Входит в этот ансамбль и дунганская мечеть, построенная в 1910 году китайским архитектором в стиле буддийского храма. Его уникальность в постройке без единого гвоздя. Мечеть является историческим памятником и охраняется законом. Важно отметить, что впервые за последние годы есть примеры восстановления и проведение ремонта исторических зданий г. Каракола.
Особенностью города являются значительные площади парковой зоны, разнообразно украшенная усадебная застройка по периметру регулярных кварталов, уютные улицы с тополиными колоннадами, гармоничное соотношение зданий и природного ландшафта. Это богатое наследство, оставшееся от основателей города, дает перспективу на его использование в целях туризма, создавая неповторимый облик уютного, привлекательного города.
К сожалению, нынешнее состояние городской инфраструктуры, здания архитектурного и культурного наследия находится в таком состоянии, что сложно говорить об их воздействии на туристическую привлекательность города. Парки и скверы в большей степени не функционируют в полной мере и не стали местом притяжения не только туристов, но и местных жителей. Многие здания, которые могли бы стать визитной карточкой города находятся в аварийном состоянии. Это связано с тем, что значительная часть зданий находится в частной собственности и возможности по их реабилитации ограничены.
В последние годы в значительной степени улучшается городская инфраструктура. Прежде всего это касается капитального ремонта дорог, тротуаров, центральной части г. Каракол. Запланированы работы по реконструкции парков и скверов. Прежде всего этот прогресс связан с поддержкой со стороны республиканского бюджета, из которого было выделено более 800 млн. сом на реабилитацию городской инфраструктуры.
Одна из важных отличительных особенностей г. Каракол – это места, связанные с путешествиями известных российских исследователей: Н. Пржевальского, В.И. Роборовского, П.К. Козлова, Г.Н. Потанина, Г.Е. Грумм-Гржимайло. Высоким потенциалом обладает музей им. Н. Пржевальского, чей музейный фонд составляет более 1900 экспонатов, в том числе из архивов Географического общества Российской федерации. Потенциалом для развития обладает и городской краеведческий музей, который находится в старинном здании и имеет в наличии интересные исторические экспонаты.
4. Привлекательное географическое расположение и благоприятные климатические условия.
Климат в районе г. Каракол умеренно-континентальный, с особенностями климата озер и гор. Средняя температура летом +23°С, зимой относительно тепло, средняя температура 0°С. Такие климатические условия позволяют успешно развивать как летние, так и зимние виды туризма. Расположенный на юге и юго-западе г. Каракол горный массив создает привлекательные условия для развития горнолыжного спорта, туризма и альпинизма.
Снег на горных склонах держится до 6 месяцев в году, что позволяет иметь сезон катания на горных лыжах более 150 дней. Вместе с тем, в последние годы наблюдается изменение климата, которое может иметь воздействие на развитие сектора туризма. Анализ данных и прогноз Агентства по гидрометеорологии Кыргызской Республики показывает, что с 1990 по 2005 год снегопады в районе г. Каракол были стабильными, покрывая территорию снегом реально с начала ноября до конца марта. В период с 2005 по 2018 год снегопады были менее регулярными, когда осадки были значительными только в феврале и марте. Это связано с глобальным изменением климата, поэтому необходимо быть готовыми к тому, чтобы диверсифицировать туристические продукты, применять новые подходы в развитии туризма, учитывая снижение влияния климатического фактора.
Именно из Каракола начинается путь в одно из самых труднодоступных мест Кыргызстана — на ледник Иныльчек, а также к вершинам знаменитых пиков Победы и Хан-Тенгри. Горный Ала-Куль, горячие источники Алтын-Арашан и Ак-Суу, Каракольское и Джеты-Озузское ущелья — это места притяжения любителей горных походов и трекинга.
5. Городская экология.
Туристическая местность Каракол расположена в зоне Биосферной территории «Иссык-Куль», на которой действуют нормы и правила, установленные природоохранным законодательством, в том числе решениями Правительства Кыргызской Республики непосредственно по биосферной территории «Иссык-Куль». Территория г. Каракол находится в переходной зоне и частично в зоне санации биосферной территории. В таких зонах допускается различные виды производственной деятельности и использование ресурсов с соблюдением экологических требований, обеспечивающих устойчивость экологического и экономического развития территории. Санитарное состояние города имеет прямое влияние на развитие туристического сектора, так как на его основе формируется привлекательность г. Каракол. В настоящее время вопросы санитарии и благоустройства обеспечивают муниципальные предприятия, работающие в сфере: (1) сбора, вывоза и утилизации отходов, (2) благоустройства и озеленения, (3) питьевого водоснабжения и водоотведения (канализация).
В г. Каракол начато строительство мусороперерабатывающего завода. К горожанам прививается культура раздельного сбора твердых бытовых отходов. Вместе с тем имеются проблемы в секторе ЖКХ: (1) аварийное состояние очистных сооружений и канализационных сетей, (2) нестабильное качество питьевой воды, (4) недостаточная работа служб по сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов.
6. Социальная сплоченность и трудовая занятость населения.
Каракол – это один из немногих городов в Кыргызстане, в котором проживают представители разных национальностей: кыргызы, русские, уйгуры, узбеки, дунгане, казахи, калмыки и другие. При этом созданы условия для сохранения и развития национальных и культурных традиций представителей всех народов. Развитие культурного туризма связано с диверсификацией туристических предложений, и становится важным фактором повышения туристической привлекательности города. Развитие туристических этнопродуктов сопровождается бережным отношением к традициям народностей, подтверждением их идентичности и укреплением уникальности культур.
Важным социальным фактором является высокая доля трудовой занятости населения в секторе туризма. По разным оценкам непосредственно в туристических объектах работает от 700 до 1000 человек. Кроме этого, значительное число граждан задействовано в смежных сферах: такси, общественное питание, пункты проката.
§ 2. Цель и приоритетные направления развития туризма в г. Каракол.
Цель Стратегии – создать благоприятные условия для формирования конкурентного преимущества сектора туризма в г. Каракол, повышения качества жизни граждан, на основе следования принципам «зеленой экономики», развития национальной культуры и идентичности.
Для достижения поставленной цели определены следующие приоритетные направления:
1) Создание и развитие новых туристических продуктов и услуг
2) Сохранение, развитие архитектурной и культурной идентичности г. Каракол
3) Внедрение зеленых технологий в городское развитие
4) Поддержка местных инициатив в целях развития туризма
5) Обеспечение эффективного взаимодействия туристического сообщества и органов местного самоуправления г. Каракол

1. Создание и развитие новых туристических продуктов и услуг

Важным условием роста конкурентоспособности сектора туризма в г. Каракол является продление туристического сезона. Это будет способствовать не только росту числа туристов, но и более равномерному их распределению по временным периодам, выравнивая нагрузку на туристическую инфраструктуру. В числе важных мер по продлению туристического сезона планируется создание условий для производства новых туристических продуктов, услуг. В том числе, речь идет о дальнейшем развитии, показавших свою привлекательность таких продуктов как: треккинг, каякинг, снегоступинг, внетрассовое и ночное катание на лыжах. Со стороны предпринимателей г.Каракол совместно с местными администрациями будут инициированы проекты по строительству площадок для отдыха туристов по маршрутам треккинга. Площадки будут оборудованы местами отдыха, туалетами, местами сбора мусора. Источниками финансирования будут рассматриваться средства Фонда поддержки развития туризма, Фонда развития Иссык-Кульской области, международных организаций.
Внимание будет уделено организаций мероприятий в рамках событийного туризма. Органы местного самоуправления г. Каракол, в разгар туристического сезона продолжат практику проведения фестивалей, демонстрирующих культурные особенности этнических народов, проживающих в г. Каракол. Для организации фестивалей будут привлекаться организации, пропагандирующие культурные ценности.
В среднесрочной перспективе будут начаты работы по разработке концепции проведения фестивалей международного уровня, ориентированных на любителей гор из стран ближнего и дальнего зарубежья. Ожидаемые темы фестивалей: Зимний Фрирайд Фестиваль, Фестиваль горных видов туризма.
Бизнес-сообществом г. Каракол, экспертами, активными горожанами, при поддержке и общей координации со стороны мэрии г. Каракол будет разработана маркетинговая программа продвижения туристических продуктов и в целом бренда г. Каракола как центра туризма.
Мэрия г. Каракол будет способствовать поддержке инициатив субъектов туризма, направленных на расширение и улучшение новых туристических продуктов. Поддержка будет заключаться в разработке совместных инвестиционных проектов, которые будут представляться в Фонд развития Иссык-Кульской области, на получение стимулирующих грантов, а также финансирование за счет средств местных бюджетов.
Для оказания качественных услуг необходима достаточная квалификация кадров. Важное значение будет уделено обучению персонала туристических объектов. Для этого будет поощряться создание совместных программ бизнеса и учебных заведений по запуску курсов подготовки персонала: официантов, горничных, барменов, бариста, гидов, инструкторов горных лыж и др. При этом значение необходимо уделить вопросам защиты прав персонала. В этом направлении будут повышены требования к субъектам туризма по выполнению требований трудового законодательства в отношении работников, наличию трудовых договоров с работниками и отслеживанию их исполнения. Для качественного выполнения вышеуказанных работ предлагается рассмотреть содержание одного штатного сотрудника по туризму в мэрии для координации сферы туризма.

2. Сохранение, развитие архитектурной и культурной идентичности г. Каракол.
Исторически сложившиеся особенности г. Каракол, связанные с его архитектурными и культурными традициями, должны быть использованы в повышение туристической привлекательности города.
В ближайшее время будут завершены работы по формированию дизайн-кода г. Каракол, который станет основой для планирования работ по сохранению и развитию архитектурных памятников. Мэрия г. Каракол инициирует разработку Программы развития исторической части города, обозначив «Исторический квадрат», в котором будут вводиться особые правила градостроительства и сохранения историко-культурного наследия. Данная Программа будет подкреплена решением городского кенеша об утверждении правил содержания зданий, имеющих статус объектов архитектурного и культурного наследия местного значения. Эти правила должны касаться и частных владельцев этих зданий.
В рамках реализации Программы социально-экономического развития г. Каракол будет разработан План развития парковых зон г. Каракол, на основании которого начнется поэтапная реабилитация городских парков и скверов с акцентом на их тематическую направленность.
Важным аспектом повышения туристической привлекательности и в целом формирования уникального городского сообщества, является сохранение и развитие культурной идентичности г. Каракол.
Разработка и утверждение реестра нематериального наследия народностей, проживающих в г. Каракол, который станет основой для продвижения разнообразных этнопродуктов.
Для повышения интереса гостей к г. Каракол будет активизирована деятельность музеев, которые акцентируют внимание на экспозициях, отражающих знаковое присутствие в Караколе представителей других народов и государств: Российской Федерации, Швейцарии, Казахстана, Узбекистана и других стран. Для туристов из этих стран Каракол должен ассоциироваться как часть и их истории, культуры.

3. Внедрение зеленых технологий в городское развитие
В настоящее время, в мире, активно развивается тенденция к развитию «зеленых» территорий, которые становятся привлекательными объектами для посещения «зелеными» туристами. Приоритетом при разработке мер по развитию городского хозяйства должно стать соблюдение норм экологии и демонстрация приверженности г. Каракол к переходу на «зеленый туризм». Определены приоритетные меры для создания благоприятной экологической среды:
1) Реформирование системы обращения с отходами.
Городской кенеш примет ряд нормативных, правовых актов, регулирующих правила обращения с отходами для физических и юридических лиц. В том числе, поэтапно буду вводится базовые требования, правила по предварительной сортировке отходов. Для реализации этих правил в г. Каракол будет реализован пилотный проект по сортировке отходов. Муниципальное предприятие «Тазалык» получит дополнительно необходимую технику и оборудование для улучшения работы по сбору, переработке и вывозу бытовых отходов. В период до 2025 года запланировано завершение и запуск завода по переработке мусора.
В г. Каракол будет на постоянной основе проводиться широкая информационная кампания среди населения, в том числе среди воспитанников учебных заведений о правилах обращения с отходами и бережном отношении к окружающей среде.
2) Значительный рост зеленых насаждений.
Мэрией г. Каракол будет разработан План развития зеленых насаждений в г. Каракол. В рамках этого Плана, объем зеленых насаждений к 2028 году будет увеличен не менее чем в 2 раза по сравнению с текущей ситуацией. На основании требований строительных норм, необходимо добиться площади озеленения общественных территорий на 1 человека не менее 10 м.кв.
Для решения поставленной задачи будут установлены соответствующие индикаторы для муниципального предприятия «Зеленстрой», улучшена его материально-техническая база, улучшен менеджмент предприятия. Активное участие в озеленении города примут горожане, бизнес-сообщество, общественные организации. Все работы по озеленению будут координироваться мэрией г. Каракол. Значительное влияние должно быть уделено реабилитации и ремонту внутригородских ирригационных сооружений.
3) Профилактические меры по сохранению чистоты воздуха.
Несмотря на удовлетворительное состояние качества воздуха в г. Каракол, необходимо принять профилактические меры по снижению рисков загрязнения воздуха. Для этого в г. Каракол будет реализована программа по мониторингу и оценке состояния качества воздуха. При поддержке международных донорских организаций будет установлена система датчиков контроля параметров качества воздуха. В качестве оператора системы контроля на первом этапе будет привлечена, на конкурсной основе, местная некоммерческая организация. Для финансирования пилотной фазы необходимо будет привлечь средства международных организаций. Мониторинг будет осуществляться в онлайн режиме и отражаться на интерактивной карте. Результаты контроля станут основанием для принятия решения в отношении мер реагирования в случае ухудшения ситуации.
4) Активизация мер по внедрению энергосберегающих технологий.
В связи с увеличением стоимости энергоносителей, прежде всего электроэнергии, угля, газа, все более актуальным становится применение энергосберегающих технологий. В том числе это касается объектов туризма, число которых преобладает в сфере предпринимательства в г. Каракол. Будут предприняты меры по привлечению в г. Каракол Программ KyrSEFF+, предлагающей инструменты льготного финансирования при внедрении энергосберегающих технологий. Поддержку в разработке инвестиционных проектов по внедрению зеленых технологий будет оказывать Центр поддержки предпринимательства г. Каракол. При поддержке международных проектов, с участием местных общественных организаций, будет организовано обучение субъектов бизнеса по применению энергосберегающих технологий.
Ассоциированным организациям в сфере туризма будет предложено разработать местные стандарты соответствия субъекта туризма статусу «зеленой зоны» с присвоением сертификата.
4. Поддержка местных инициатив в целях развития туризма

В целях поддержки инициатив субъектов туризма и привлечения средств для реализации настоящей Стратегии планируется создание в г. Каракол Фонда поддержки субъектов предпринимательства. Данный Фонд не будет иметь статус юридического лица. Он будет представлять собой объем денежных средств, который ежегодно устанавливается в рамках городского бюджета в разрезе элементов бюджетной классификации. Рекомендуется формировать этот фонд в размере не менее 10% от средств, поступающих от специальных налоговых режимов. Именно эти налоги, в том числе, характеризуют деятельность субъектов предпринимательства, в том числе в сфере туризма. Решения по инвестированию проектов будут приниматься на коллегиальной основе в рамках специально разработанного положения с участием представителей бизнеса и органов МСУ.
Поддержка местных инициатив будет реализовываться также в рамках реализации проектов муниципально – частного партнерства. Причем такого рода подходы можно применять как в сфере туристического бизнеса, так и в сферах спорта, культуры, что является важными составляющими сферы туризма.

5. Снижение уровня теневой экономики и налоговые льготы для субъектов предпринимательства.
Для того, чтобы результаты реализации Программы повлияли на развитие города, важно обеспечить рост доходов бюджета от деятельности предпринимателей в сфере туризма. Прежде всего это связано с снижением уровня теневой экономики. Соответствующие меры будут связаны с улучшением администрирования налогов в рамках делегированных полномочий, предоставленных органам местного самоуправления Налоговым Кодексом КР. Кроме этого, предприняты будут меры поощрительного характера. На ежегодной основе будет проводиться городской конкурс на звание Лучший налогоплательщик города. Кроме этого, меры финансовой поддержки будут оказываться только тем предпринимателям, которые работают в легальном статусе.
Ассоциированные организации предпринимателей одним из главных критериев членства в организации установят наличие легального статуса предпринимателей – своих будущих членов.
Одновременно с усилением налогового администрирования начнется работа по предоставлению налоговых льгот новым туристическим организациям в рамках налогового законодательства и полномочий органа местного самоуправления. Для этого будет проведена широкая информационная кампания по имеющимся возможностям получения налоговых льгот.
§ 3. Устойчивое управление Караколом, как туристическим городом.
В устойчивом развитии города Каракол, как туристической местности, задействованы следующие заинтересованные стороны:
1) Органы местного самоуправления г. Каракол в лице городского кенеша и мэрии г. Каракол.
2) Субъекты туризма непосредственно предоставляющие туристические услуги;
3) Некоммерческие организации, работающие в сфере развития местных сообществ, экологии, социальной сфере, поддержке женщин, молодежи и т.д.;
4) Государственные органы, связанные с туризмом: областная администрация, органы внутренних дел, службы здравоохранения и др.;

Реализация Программы и в целом улучшение управления сектором туризма потребует улучшение в сфере статистики туризма. В этом направлении планируется тесное взаимодействие с Проектом Всемирного Банка «Развитие устойчивого туризма в Иссык-Кульской области», который разработает и протестирует систему вспомогательных счетов в сфере туризма. Данная работа будет вестись в тесном взаимодействии с Национальным статистическим комитетом Кыргызской республики.
§ 4. Мониторинг и оценка реализации Стратегии.
Индикаторы мониторинга и оценки Стратегии имеют 2 вида: (1) ключевые индикаторы, характеризующие достижение целей Стратегии, (2) индикаторы в разрезе по задачам Стратегии.

Матрица индикаторов Стратегии развития туризма в г. Каракол на период 2023-2028 годы.

№ Наименование индикатора Числовое значение

Индикаторы целей развития

1 Степень удовлетворенности туристов, качеством и разнообразием предоставляемых услуг Не ниже 80% от максимального значения к 2028 году
2 Степень удовлетворенности субъектов туризма условиями, которые создает для них государственные и муниципальные органы власти Не ниже 70% от максимального значения к 2028 году

Индикаторы в разрезе по задачам

1. Создание и развитие новых туристических продуктов и услуг
1.1. Ежегодный рост числа внешних и внутренних туристов в г. Каракол* Не менее 5% в год
1.2. Объем финансовых средств, оставляемых туристами в туристической местности Каракол * Ежегодно рост не менее 5%
1.3. Количество мероприятий по продвижению туристических этнопродуктов Не менее 3 мероприятий в год
2. Сохранение, развитие архитектурной и культурной идентичности г. Каракол
2.1. Объем финансовых средств освоенных на реконструкцию архитектурных объектов Не менее 100 млн. сом к 2028 году
2.2. Утверждение реестра нематериального наследия народностей, проживающих в г. Каракол Постановление местного кенеша к 2025 году
3. Внедрение зеленых технологий в городское развитие
3.1. Утвержденное городским кенешем Положения по порядку обращения с отходами (или доработанные правила благоустройства) К 1 ноября 2023 года
3.2. Число поддержанных со стороны государственных органов и органов МСУ инициатив по внедрению «зеленых» технологий в бизнес-процессы Не менее 20 инициатив
4. Поддержка местных инициатив в целях развития туризма
4.1. Количество поддержанных государственными органами, органами МСУ инициатив субъектов туризма по созданию новых туристических продуктов Не менее 10 инициатив
4.2. Рост объема средств, направленных на поддержку местных инициатив по развитию туризма Не менее 5% в год
5. Снижение уровня теневой экономики и налоговые льготы для субъектов предпринимательства.
5.1. Рост доходов местного бюджета от местных налогов и специальных налоговых режимов Не менее 5% в год
5.2. Число новых субъектов туризма, получивших налоговые льготы Не менее 5 в год
*Методика подсчета индикатора будет определяться в рамках системы вспомогательных счетов в сфере туризма

Вводится два уровня мониторинга и оценки реализации Стратегии. Первый уровень осуществляется на уровне мэрии г. Каракол посредством сбора статистической информации и проведения качественного исследования.
Второй уровень обеспечивается усилиями независимой организации, имеющей опыт и знания по проведения мониторинга и оценки реализации программных документов. Выбор организации осуществляется на конкурсной основе. Конкурс организовывает мэрия г. Каракол.

Отчеты по результатам мониторинга и оценки реализации Стратегии предоставляются в Городской Кенеш для ознакомления и подлежат общественному обсуждению и, как минимум, публикации на сайте г. Каракол.

Приложение.

План действий по реализации Стратегии развития туризма в г. Каракол.

№ Мера/Действие Срок реализации Ожидаемые результаты/продукты Потенциальные источники финансирования Исполнители
Задача 1. Создание и развитие новых туристических продуктов и услуг
Разработка и утверждение маркетинговой программы продвижения туристических продуктов и в целом бренда г. Каракола как центра туризма. 2 квартал 2024 года Определены конкретные действия, меры по продвижению туристических продуктов Международные донорские организации Ассоциативные организации туризма
Координация со стороны мэрии г. Каракол
Инициирование и представление в финансовые фонды проектов по строительству площадок для отдыха туристов по маршрутам треккинга. 1 квартал 2024 года Создание условий для популяризации треккинга Фонд развития Иссык-Кульской области
Фонд поддержки развития туризма КР
Городской бюджет Субъекты бизнеса, совместно с мэрией г. Каракол и другими районами
Организация событийных мероприятий, которые вызовут интерес на уровне стран СНГ и зарубежья. Ежегодно, начиная с 2025 года Популяризация г.Каракол, как территории с особой историей и культурой Городской бюджет,
Международные институты развития, средства субъектов предпринимательства Мэрия г. Каракол,
Ассоциативные организации туризма
Запуск экскурсионного автобуса по г. Каракол на принципах муниципально – частного партнерства 2025 год Популяризация среди туристов особенностей города Каракол и его окрестностей Городской бюджет
Фонд развития Иссык-Кульской области, международные донорские организации
Мэрия г. Каракол
Создание в центральном сквере в туристический сезон аллеи ремесленников, картинной галереи Начиная с 2025 года Популяризация национальных, художественных, этнографических особенностей г. Каракол Городской бюджет
Фонд развития Иссык-Кульской области,
Международные донорские организации Мэрия г. Каракол
Создание краткосрочных курсов по обучению персонала субъектов туризма 1 квартал 2026 года Повысится качество предоставления услуг туристам Средства учащихся, субъектов туризма ОО Дестинация Каракол
Создание бесплатных WiFi зон для жителей и гостей города 1 квартал 2024г Повысится качество предоставления услуг туристам Городской бюджет, международные донорские организации Мэрия г. Каракол;
ОО Дестинация Каракол
Установление видеокамер по городу в рамках проекта «Безопасный город» 1 квартал 2024г Повышение безопасности жителей и гостей города Городской бюджет Мэрия г. Каракол
Установка информационных стендов с QR-кодом, таблички, указательные знаки для туристических объектов под единым брендом 1 квартал 2024 Улучшится качество пребывания гостей в г.Каракол Городской бюджет, международные донорские организации Мэрия г. Каракол
Ежегодная награда лучших предпринимателей в сфере туризма Ежегодно 1 квартал Повышение мотивации среди предпринимателей индустрии туризма Городской бюджет Мэрия г. Каракол
2. Сохранение, развитие архитектурной и культурной идентичности г. Каракол
Утверждение дизайн кода г. Каракола 2 квартал 2024 года Создана основа для планирования работ по сохранению и развитию архитектурного облика г. Каракол Городской бюджет Мэрия г. Каракол
Разработка и утверждение Программы застройки и развития исторической части города 3 квартал 2024 года Установлены правила застройки и эксплуатации зданий, расположенных в исторической части г. Каракол Городской бюджет Городская архитектура
Мэрия г. Каракол
Развитие парковых зон г. Каракол 4 квартал 2024 года Определены этапы реконструкции парков и скверов г. Каракол Городской бюджет Городская архитектура
Мэрия г. Каракол
Утверждение реестра нематериального наследия народностей, проживающих в г. Каракол 1 квартал 2026 года Для широкого ознакомления представлены уникальные материалы о культуре народностей, проживающих в г. Каракол Городской отдел культуры, Международные донорские организации Мэрия г. Каракол
3. Внедрение зеленых технологий в городское развитие
Реализация пилотного проекта по первичной сортировке отходов Период 2024-2025 годы По итогам проекта будет запущена система сортировки отходов Международные донорские организации,
Республиканский бюджет Мэрия г. Каракол
Реабилитация ирригационных сооружений для обеспечения полива зеленых насаждений На постоянной основе Созданы условия для развития зеленого хозяйства в г. Каракол Городской бюджет Мэрия г. Каракол, ОО Дестинация Каракол
Увеличение объемов посадок зеленых насаждений в придорожной полосе и в парковых зонах На постоянной основе Позитивное воздействие на экологию города, формирование привлекательного эстетического вида Городской бюджет Мэрия г. Каракол
Установление системы мониторинга чистоты воздуха 1 квартал 2026 года Отслеживание показаний чистоты воздуха позволит корректировать действия по защите чистоты воздуха Городской бюджет
Мэрия г. Каракол
Проведение серии тренингов по использованию возможностей Программы KyrSEFF+ по финансированию энергосберегающих технологий В течении 2023-2026 годов Граждане и предприниматели получат доступ к льготному финансированию энергоэффективных технологий Средства KyrSEFF+
Международные донорские организации Ассоциативные организации туризма совместно с мэрией г. Каракол
4. Поддержка местных инициатив в целях развития туризма.
Разработка положения и запуск работы Фонда поддержки инициатив городского бюджета 4 квартал 2024 года Инициативные группы граждан получат поддержку своим проектам со стороны городского бюджета Городской бюджет Мэрия г. Каракол
Поддержка инициатив субъектов туризма по внедрению новых туристических продуктов Начиная с 2024 года Расширится линейка предложений туристических продуктов для туристов Фонд развития Иссык-Куля Мэрия г. Каракол
Обучение специалиста закону реализации ГЧП и дальнейшее пилотирование проектов муниципально – частного партнерства в г. Каракол Начиная с 2025 года на ежегодной основе Повысится уровень доверия бизнеса к власти. Снизятся расходы бизнеса для запуска проекта. Городской бюджет.
Средства бизнеса Мэрия г. Каракол
5. Снижение уровня теневой экономики и налоговые льготы для субъектов предпринимательства.
Реализация положений Налогового Кодекса КР о участии органов МСУ в налоговых правоотношениях Начиная с 2024 года на ежегодной основе Повысится сбор доходов в местный бюджет
Более справедливой станет конкуренция между субъектами бизнеса Городской бюджет Мэрия г. Каракол
Предоставление налоговых льгот субъектам туризма в рамках положений Налогового Кодекса КР Начиная с 2024 года на ежегодной основе Созданы условия для старта работы новых предприятий в сфере туризма Городской бюджет Мэрия г. Каракол
Проведение на ежегодной основе конкурса на лучшего налогоплательщика города Каракол Начиная с 2024 года на ежегодной основе Созданы мотивационные факторы для выхода из тени Городской бюджет Мэрия г. Каракол, ГНС г.Каракол